Наш методический подход: комплексность и доказательная практика
Эффективная помощь ребенку с особенностями развития невозможна в рамках одного метода. Часто трудности носят комплексный характер: поведенческие вызовы могут быть связаны с сенсорной дисфункцией, а учебные проблемы — с нейропсихологическими особенностями. Поэтому в основе нашей работы лежит **синергия трех ключевых доказательных направлений**, которые применяются не изолированно, а в продуманном взаимодействии.
1. Прикладной анализ поведения (АВА-терапия)
Что это? Научный подход, основанный на законах поведения. Он позволяет разложить сложные навыки (от речи и самообслуживания до социального взаимодействия) на мелкие, понятные шаги и последовательно обучать им.
Когда и для чего применяем?
- Формирование функциональных навыков (коммуникация, игра, бытовые routines).
- Коррекция нежелательного поведения (агрессия, истерики, самостимуляции) через поиск их причины и обучение альтернативному поведению.
- Развитие учебного поведения (умение сидеть на занятии, выполнять инструкции).
- Особенно эффективен для детей с РАС.
2. Сенсорная интеграция
Что это? Терапия, которая помогает мозгу правильно организовывать и обрабатывать сигналы от всех органов чувств (вестибулярный аппарат, проприоцепция, тактильные, слуховые, зрительные ощущения).
Когда и для чего применяем?
- Если ребенок гипо- или гиперчувствителен: не переносит шум/прикосновения/определенную пищу или, наоборот, постоянно ищет сильные ощущения (крутится, прыгает, давится).
- Для улучшения моторной координации, баланса, тонуса мышц.
- Чтобы снизить тревожность и улучшить концентрацию, «настроив» нервную систему.
- Часто является необходимым фундаментом для успеха в других видах терапии. Бесполезно учить цвета, если ребенок не может усидеть из-за сенсорного дисбаланса.
3. Нейрокоррекция
Что это? Система специальных двигательных и когнитивных упражнений, направленных на развитие «слабых» звеньев высших психических функций и укрепление нейронных связей в мозге.
Когда и для чего применяем?
- При трудностях обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия).
- При нарушениях внимания, памяти, программы и контроля действий (СДВГ, последствия ЧМТ, ЗПР).
- Для развития пространственных представлений («путает право-лево», зеркалит буквы).
- Как база для преодоления задержки речевого развития.
Как это работает вместе? Пример из практики
Ситуация: Ребенок с РАС на групповом занятии впадает в истерику при включении музыкального инструмента.
- Сенсорный интегративный терапевт определит, что проблема — в гиперчувствительности к определенным звуковым частотам (тактильная защита).
- Нейропсихолог оценит, как эта сенсорная перегрузка «выключает» регуляторные функции мозга.
- Специалист АВА на основе этих данных разработает поэтапный план:
- Сначала использование берушей (сенсорная адаптация).
- Затем постепенное, дозированное знакомство с инструментом на расстоянии.
- Обучение альтернативной коммуникации: дать ребенку карточку «стоп» или «тише», чтобы он мог сообщить о дискомфорте до истерики.
- Закрепление позитивного опыта взаимодействия.
Это и есть **наш комплексный подход**: не просто купировать поведение, а найти его первопричину на разных уровнях и работать с ней совместными усилиями команды.
Почему важна именно такая интеграция?
- Не «или-или», а «и»: Мы не выбираем один метод, а комбинируем их, закрывая все ключевые области развития ребенка.
- Единая команда, единый план: Все специалисты говорят на одном языке и работают по согласованным целям из ИПР (Индивидуальной программы развития).
- Гибкость и индивидуальность: Для одного ребенка в данный момент на первый план выйдет сенсорная интеграция, для другого — поведенческие стратегии. Пропорции определяются по результатам диагностики.
Наша задача — создать для каждого ребенка **персональную «формулу успеха»**, где каждая методика усиливает действие другой, обеспечивая максимальный прогресс и улучшение качества жизни всей семьи.